Права человека в ХХ столетии стали общепризнанной нормой человеческой жизни для всего цивилизованного мира. Россия провозгласила курс строительства правового государства. По Конституции РФ 1993 года, права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются. Однако ситуация с их соблюдением в нашей стране далека от желаемой и по сложившимся историческим причинам, и по экономическим. При этом фактор субъективный - нигилистическое отношение общества к правам человека - не менее, а то и более значимый, чем объективный (экономика, политика и т.д.) И государственные чиновники, и рядовые граждане часто не задумываются, а иногда и не знают, не догадываются о том, что происходит в сфере прав человека рядом с ними.
Многое зависит от недостатка систематизированных знаний о правах человека. И это положение необходимо исправлять с помощью развития соответствующих образовательных программ.
Курс ставит своей целью:
- формирование у учащихся общегуманитарного мировоззрения, существенной составляющей которого является уважение прав человека;
- формирование у учащихся представления о содержании и возможностях образования в сфере прав человека детей и подростков.
В результате изучения материалов слушатель должен иметь представление:
- о содержании тем по правам человека в курсе "Обществознание" для учащихся средних образовательных учреждений;
- о содержании элективного курса "Основы правовых знаний" для учащихся общеобразовательных школ;
знать:
- права человека;
- основные российские и международные документы по правам человека;
- основные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина;
- механизмы ограничения прав и свобод человека;
- как соотносятся права человека и законы;
уметь:
- анализировать ситуации нарушения прав человека;
- защищать свои права и права учащихся.
Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней школы, который предполагает изучение блока правовых знаний.
Данный курс разработан на основе:
- программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры;
Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.