Программа предназначена для обучения учащихся 9 классов. Является ориентационным элективным курсом предпрофильного обучения. Представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием профессиональной деятельности медицинского работника (младшей медицинской сестры) в различных лечебных учреждениях, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов в профессиональном выборе.
Программа разработана на основе программы «Сестринское дело», утвержденной Министерством здравоохранения и программы «Технология», а также на основе анализа профессиональной деятельности младшей медицинской сестры в различных отделениях лечебных учреждений.
Цель программы - создание условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению школьников по медицинскому профилю.
Это предполагает решение следующих задач:
- Формирование у школьников знаний о современной системе здравоохранения, содержания труда в ней.
- Формирование знаний, умений и навыков общего ухода за больными.
- Формирование общественно ценных мотивов выбора профессий медицинского профиля, выявление и развитие у учащихся таких способностей, как память, логическое мышление, внимание, организаторские способности, любовь к труду, вкус к творческому решению производственных задач и др.
- Воспитание профессионально важных качеств личности таких как дисциплинированность, выдержка, терпимость, внимательное и чуткое отношения к людям, скромность, аккуратность, исполнительность, честность, гуманизм. Формирование понятия медицинской этики.
- Ознакомление школьников с основными путями получения специальности медицинского профиля и повышения квалификации в системе здравоохранения.
Содержание программы строится на основе имеющихся у школьников знаний по биологии, физиологии, анатомии, гигиене, химии, физике и другим дисциплинам общеобразовательной школы. Предусматривается ранжирование содержания на два модуля: обязательный технологический компонент и специальный технологический компонент. В рамках обязательного технологического компонента учащиеся знакомятся с понятиями «технологическая культура», «научная организация труда», экологическими вопросами, основами медицинской этики, психологии и деонтологии. В содержание специального технологического компонента, входят вопросы, связанные с узкопрофессиональной сферой деятельности.
В свою очередь каждый модуль представлен тремя блоками: теоретическим, практическим и самостоятельная проектная деятельность учащихся. Это предполагает осуществление различных видов деятельности обучающихся в рамках данного курса:
- познавательной (формирование теоретической базы знаний в области медицины, включая в содержание занятий сведения по истории медицины и ее развития);
- практической (как опыта преобразовательной практической деятельности учащихся, в рамках которой предусматривается и производственная практика);
- самостоятельной проектной деятельности, в рамках которой учащиеся исследуют проблемы гигиены питания.
Под руководством преподавателя в процессе практических занятий учащиеся знакомятся с современными методами диагностики, лечения и ухода за больными, усваивают принципы деонтологии (науки о должном). При этом обращается внимание учащихся на соблюдение правил техник!: безопасности и производственной санитарии. Для развития интереса к профессии и формирования на его основе профессиональной компетенции занятия строятся на основе принципов развивающего и проблемного обучения. Разработка системных заданий позволяет отследить уровень компетенции учащихся по теоретическим разделам, а так же практические навыки и умения.
С целью подготовки школьников к активному включению в трудовую деятельность по избранной профессии, облегчению их дальнейшей профессиональной адаптации, по окончании курса учащимся предлагается выполнение проектов - исследование проблем питания в жизни человека. Это позволяет развивать профессионально значимые способности учащихся: логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, организаторские способности; формируется такое качество, как уверенность в себе, в своих действиях и поступках; учащиеся обучаются общению с людьми, стилю поведения в соответствии с принципами деонтологии.
В процессе производственной практики формируется адекватное представление о профессиональной деятельности, создаются условия для активной пробы сил, проверки соответствия своих возможностей и требований избранной профессии.
Содержание производственной практики строится таким образом, чтобы выполнение действий способствовало формированию положительного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, раскрывало творческие возможности профессии, воспитывало любовь и уважение к людям труда, прививало вкус к творческому решению производственных задач.
Работа по активизации процесса профессионального самоопределения планируется в соответствии с индивидуальными интересами и склонностями.